МБОУ ООШ с. Омми

Кабинет нанайского языка

В работе, которая в последнее десятилетие проводится в целях возрождения, сохранения и развития родных языков и культур коренных малочисленных народов, особое место и значение принадлежит школе – учреждению, вся деятельность которого направлена на обучение и воспитание подрастающего поколения. 

Школа формирует личность гражданина, для которого знание родного языка и культуры должно стать потребностью. Родной язык – не только средство общения и познания окружающей действительности. Он является и средством фиксации, сохранения национально-культурных традиций, приобщения к ним последующих поколений. В языке и через язык выявляются также важнейшие особенности и черты, как национальная психология, характер народа, склад его мышления, самобытная неповторимость художественного творчества, нравственное состояние и духовность.

         Таким образом,  РОДНОЙ ЯЗЫК выступает как общечеловеческая ценность, национальная, гражданская.

         Посредством родного языка человек вступает в разные отношения с миром, с другими людьми. Каждая область взаимодействия с окружающим миром подвергается ценностному освоению через язык.

         Задача педагога  – приобщить учащихся к языку, традициям, быту нанайского народа, так как не будет языка – не будет народа.

Идея развития национального самосознания реализуется в Омминской школе с 2000 года.

         Поэтому, основная задача коллектива состояла в создании этнопедагогической среды, вызывающей потребность и обеспечивающей возможность самореализации ребенка в пространстве культуры своего народа.

         Основным направлением деятельности по созданию такой среды стала частная этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса.

          В нашей школе это направление реализуется через

k  преподавание родного языка в качестве учебного предмета 1-9 классов,

k  введение регионального компонента в содержание учебных предметов и факультативов,

k  организацию внеклассной и внеурочной деятельности по освоению национальной культуры и духовного наследия нанайцев.

Изучению родного языка в каждом классе отводится определенное количество часов согласно учебного плана по программам:

·        Киле А.С. Нанайский язык. Программа для 1-4 классов средней школы с изучением родного языка. – Хабаровск, 2001.

·        Киле А.С. Нанайский язык. Программа для 5-9 классов средней школы с изучением родного языка. – Хабаровск, 2001.

     Занятия проводятся в кабинете родного языка, который является

местом работы школы по созданию языковой среды как фактора сохранения и развития национальной культуры и средства воспитания национального самосознания обучающихся.  

Наш кабинет своим рождением обязан Бельды Антонине Борисовне, учителю родного языка, имеющей  I квалификационную категорию. В настоящее время преподаванием нанайского языка в нашей школе занимается Довбыш Римма Леонидовна (8-9 классы), имеющая первую квалификационную категорию, а также молодой специалист Гаер Елена Сергеевна, учитель родного языка (1-7 классы) с 2008 года.

Учителями проводятся мероприятия по развитию кабинета:

·        Разрабатывается дидактический и наглядный материал,

·        Составляются карточки, перфокарты,

·        Проводятся эстетические работы по оформлению кабинета.

В духе требований современности, когда повсеместно идет возрождение национальных культур малочисленных народов, родной язык как в период обучения грамоте, так и в среднем звене служит

?    мощнейшим средством воспитания у детей любви к родному языку,

?     позволяет в доступной форме довести до детей знания об окружающей действительности,

?    способствует развитию их познавательных способностей, чувства дружбы и коллективизма, национальной гордости.

В процессе обучения нанайскому языку расширяются знания детей о культуре народа, развивается интерес к изучению родного языка, подводящий учащихся к осмыслению себя как представителя своего народа.

Составленные Довбыш Риммой Леонидовной, учителем родного языка, стенды дают понятный материал для изучения языка, развивают культуру речи, обогащают словарный запас. Использование такого рода иллюстративного пособия особенно эффективно при отсутствии языковой среды или при ее ограниченности.

         Именно в таких условиях в настоящее время приходится овладевать родным языком, где родной язык почти совсем утрачен, традиционная самобытная культура востребована слабо. Без этого не может быть осознания молодым поколением  своей причастности к наследию предков, а затем и активного участия в его сохранении. Наглядность, в данном случае, способствует лучшему усвоению слов, обозначающих названия данных предметов, явлений, действий, являющихся основными понятиями нанайского языка.

         Для закрепления словарного запаса учитель применяет дидактический материал. В процессе выполнения упражнений учащиеся учатся правильно употреблять слова и произносить их четко, выразительно. Это активизирует познавательную деятельность, пробуждает интерес к изучаемому предмету. Систематическое изучение материала, постоянные практические упражнения дают прочные знания о языке и навыки его использования.

       В 2006-2007 учебном году кабинет родного языка участвовал в районном этапе конкурса кабинетов родного языка.

 

Бельды Антонина Борисовна  
Довбыш Римма Леонидовна  
Гаер Елена Сергеевна
 
 
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz